МУЖСКОЙ
РАЗГОВОР
ш
'
Ч
|
П Р
А
м
\
к
вил
▲
I
▲
г
I t - '
Т г
■
I
а
7
№
«
▲
L
ТЕКСТ: ВИШВАНАТАН АНАНД
\
к
ОБ АВТОРЕ
Родился 11 декабря 1969 года
в индийском городе Ченнай.
Играет в шахматы с шести лет.
Международным гроссмей-
стером стал в 1987 году, пер-
вым в Индии и самым моло-
дым в истории на тот момент.
Абсолютным чемпионом
мира по шахматам стал
в 2007 году, выиграв первенс-
тво FIDE в Мексике.
И мае этого года индийский гроссмейстер Вишванатан Ананд
подтвердил свое звание чемпиона мира по шахматам, разгромив
претендента на трон Веселіша Топалова. Специально для МН самый
умный человек планеты сформулировал 10 требований к чемпиону.
Запомни их, если хочешь побеждать.
не
д а в а й
м о з гу
сп ать
В шахматах, как
только ты начинаешь раз за разом ра-
зыгрывать одну и ту же комбинацию,
от былой сосредоточенности не оста-
ется и следа и ошибки вылезают одна
за другой. Скука и однообразие убаю-
кивают, поэтому иногда я иду на риск,
только чтобы мозг думал, как выбрать-
ся из сложившейся ситуации.
За пределами шахматного поля
я тоже не даю ему покоя. Например,
изучаю иностранные языки — это
одна из вещей, которые заставляют се-
рые клеточки усердно работать. Люб-
лю астрономию и пытаюсь занимать-
ся ею более-менее серьезно. Да и не-
важно, что именно ты делаешь, глав-
ное — подсовывать мозгу что-нибудь
новенькое. Он не усыхает, только если
им пользуются.
не
бо йся
Нет формулы, которая сто-
процентно спасет тебя от провала, нет
системы, которая работает без сбо-
ев. Когда ты принимаешь решение, ты
всегда полагаешься и на интуицию
тоже — и, соответственно, рискуешь.
Бывает, откровенная авантюра обо-
рачивается победой. Но бывает и по-
другому — и тогда ты начинаешь ос-
торожничать. Вот это и есть настоя-
щая ошибка: ты боишься поражения
и, вместо того чтобы играть в полную
силу, строишь предположения о том,
не слишком ли сильно ты рискуешь
на этот раз.
д а й
п р о т и в н и к у
о ш и б и ть с я
Если про-
тивник очевидно слаб в текущем тур-
нире или заметно, как он колеблется,
нужно набраться терпения и не спе-
ша дожать его — чтобы он допустил
ошибку. Это все равно как стояще-
го на краю пропасти человека мож^&
подтолкнуть, а можно заставит^^сту-
питься. Но, подводя его к эт^пропас-
ти, ты ни на секунду не до^кеіі терять
контроль над собственными фигура-
32
ИЮЛЬ 2010